Сергей БЕЛОВ

Ирина ШАМРОВА

 

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ   ПОСЛЕДСТВИЯ

(Рассказ)

 

Второй класс. Начало урока по безопасности жизни. Внезапно

Артем закатывает глазки под потолок и старательно стонет.

- Николаев, ты что, болен? – внимательно взглянув на него,

интересуется учительница Ольга Ивановна Федорчук.

- Да, - поникнув головой, умирающим голосом шепчет

мальчик.

- Неужели? – с иронией изумилась учительница. – Да только

ведь носился по коридору, словно разъяренный боевой слон.

- Предсмертные судороги, Ольга Ивановна. Можно, я

прикорну на кушетке?

Преподаватель колеблется. Видя это, класс завистливо

загудел:

- И я болею!

- И я!

- И нам на кушетке хочется поваляться!

- Тихо! – прикрикнула Федорчук. – Кушетка не резиновая.

Лежать будет один Николаев.

Тот кое-как дотащился до заветной лежанки.

- Только, пожалуйста, постарайся уж как-нибудь дожить до

конца занятий, - иронизирует педагог.

- Ага, смешно вам, - растянувшись, бурчит Артем. – А я,

может, и правда лыжи сейчас откину.

- Только не слишком далеко, чтобы потом не искать.

«Умирающий», обиженно засопев, отвернулся.

- Ну а теперь, дети, дружненько откроем учебники. Урок

номер 6, задание 16. Как, ребята, вы понимаете народную мудрость: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

Дети тянут руки.

- Головкова?

Таня, бойко:

- Прежде, чем палец себе отрезать, надо семь раз подумать!

Педагог морщится:

- Да нет, нет, не то… Гавриленко Сеня?

Сеня, рассудительным баском:

- Прежде, чем что-нибудь брякнуть, надо подумать.

- Уже теплее, - одобрительно кивает Ольга Ивановна.

С кушетки слабенький, дребезжащий голосок:

 

 

2.

- А мне, мне можно ответить?

- Нет! – отрезала Федорчук. – Умираешь – вот и умирай на

здоровье. Из учебного процесса ты у нас пока исключен.

И продолжает, обращая на Артема не больше внимания, чем

на муху на потолке.

- Задание номер 17. «Закончить предложение».

Нина читает старательно:

- Если я не выполню домашнее задание, то… - и, подвигав

губками и напряженно поморщив лобик, заключает, - то мне будет очень и очень плохо.

- Плохо – это у тебя неконкретно. Слишком расплывчато, -

замечает учительница. – Ну а конкретно-то – чем, чем тебе будет плохо? Ну, кто ответит?

- Нет, я никак не могу это представить!

- Что ты не можешь, Юра?

- Представить.

- Ну что ты! – расстроилась Федорчук. – Да это же очень просто.

Глаза лишь закрой, и сразу все, что надо, себе представишь.

- Да нет, - вздыхает отличник Юра. – Я никак не могу

представить, чтобы я, да вдруг урока не выучил.

- Умница! – умилилась Ольга Ивановна. – Еще кто что скажет?

Посыпался град ответов:

- А меня тогда отругает мама!

- А у меня в дневнике появится двойка!

- Учителю будет неприятно!

Подключается с кушетки «больной».

- А мне тогда вообще крышка!

И опять Ольга Ивановна не реагирует на звуковые колебания

воздуха с той стороны.

- Ну хорошо, дети, а теперь перейдем к занятию 18. Ищем

ответ на очередной вопрос. «Если я стану ломать деревья, то…» Ну, и что же в таком случае будет?

- То я погублю природу! – чистосердечно сознался Саша.

- Как, всю сразу? – изумилась Ольга Ивановна. – Да ты никак

собрался переломать все деревья на нашей родной планете?

Дети смеются.

Алена, отличница:

- А меня оштрафуют за это.

Опять встревает живой до сих пор Артем:

- Да тебя не штрафовать, а сразу в тюрьму надо! Чтобы

других не учила жить.

Алена надула губки:

- Сам туда садись!

 

3.

Учитель с упреком на Артема взглянула и головой покачала.

- А чего? – бурчит тот. – И сяду с радостью. Там хоть уроков

учить не надо.

- Ну все, все, - сердится Федорчук. – Что-то ты у нас сегодня,

гляжу, совсем. То вон лыжи откинуть намылился, то о тюрьме размечтался. И все лишь для того только, чтобы не готовить уроков!

Кто-то хихикнул.

- Так, а теперь ищем ответ на задание 19, - продолжает

учитель. – «Если я пойду на красный свет светофора, то…» Петя?

- То я могу столкнуться с автомобилем! – с улыбкою до ушей

жизнерадостно сообщает румяненький толстячок.

- И тот всмятку! – заключает с кушетки Артем.

В классе смех. Учитель повышает голос:

- Ну и наконец последнее. «Если я нечаянно приму какое-

нибудь лекарство, то…» Вася Петренко?

- То мне будет плохо.

- Зато врачам хорошо, - это опять расшалившийся «больной».

Витя, трагично:

- А я сразу тогда скончаюсь!

- На радость гробовщикам, - продолжает развлекаться Артем.

Учитель, едва уже сдерживая себя, опять повышает голос:

- Итак, дети, я думаю, вы уже поняли, что некоторые из наших

поступков могут привести нас к самым непредсказуемым последствиям. Самым непредсказуемым. Да вот, например, скажем, тот же Артем Николаев. Сегодня он совершил неблаговидный поступок – больным прикинулся. Ну и какие последствия могут ожидать этого, так называемого больного?

В класс стремительно вошел доктор в белом халате.

- О – о, да у нас больной! – воскликнул он и потер кровожадно

руки. Радость сверкнула в его глазах.

- Ну-ка, ну-ка, посмотрим!

Осмотрев насторожившегося Артема, он сказал:

- Все ясно! Этот мальчик, дети, лежит не на кушетке, как вы

считаете, а – увы! – на самом краю могилы!

Класс ахнул, а Артема затрясла мелкая дрожь.

- Ну да ничего, вылечим! – бодрым голосом сказал доктор.

И, ласково и загадочно улыбаясь – будто тянул из кармана конфету – здоровенный шприц вытащил.

- Один укольчик лишь под лопаточку – и порядок!

Артем заплакал.

- Не хочу! Не надо! Если уколете, то я… я палец себе отрежу,

переломаю в городе все деревья и отправлюсь прямо на красный свет светофора!

 

4.

- А о последствиях, Николаев, ты у нас подумал? – строго

спросила учительница. А врач, всхлипнув, неожиданно тоже разнюнился.

- Гадкий и противный мальчишка! Если не позволишь

укольчик сделать, то я на тебя на всю жизнь обижусь! Сам вот тогда назло тебе возьму и помру! Тогда и узнаешь, вредный мальчишка, как бедненьких, несчастненьких докторов обижать!

И, повесив голову, заревел, как заплутавшая в чащобе корова.

- Да пусть, пусть уколет! – закричали дети испуганно. – Тебе

что – грязную свою лопатку больше, чем дяденьку врача жалко? Глянь, как он, бедненький, горько плачет!

Устыдили, словом, Артема. И поставил радостный,

просиявший доктор ему укол под лопатку. Ну а заодно еще и в другое место, отчего мальчик долго потом присесть не мог. Зато с этого самого дня прежде, чем что-либо сказать или сделать – сначала о последствиях думал.