Сергей БЕЛОВ
Ирина ШАМРОВА
НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ
(Рассказ)
Второй
класс. Начало урока по безопасности жизни. Внезапно
Артем
закатывает глазки под потолок и старательно стонет.
-
Николаев, ты что, болен? – внимательно взглянув на него,
интересуется
учительница Ольга Ивановна Федорчук.
-
Да, - поникнув головой, умирающим голосом шепчет
мальчик.
-
Неужели? – с иронией изумилась учительница. – Да только
ведь
носился по коридору, словно разъяренный боевой слон.
-
Предсмертные судороги, Ольга Ивановна. Можно, я
прикорну
на кушетке?
Преподаватель
колеблется. Видя это, класс завистливо
загудел:
-
И я болею!
-
И я!
-
И нам на кушетке хочется поваляться!
-
Тихо! – прикрикнула Федорчук. – Кушетка не резиновая.
Лежать
будет один Николаев.
Тот
кое-как дотащился до заветной лежанки.
-
Только, пожалуйста, постарайся уж как-нибудь дожить до
конца
занятий, - иронизирует педагог.
-
Ага, смешно вам, - растянувшись, бурчит Артем. – А я,
может,
и правда лыжи сейчас откину.
-
Только не слишком далеко, чтобы потом не искать.
«Умирающий»,
обиженно засопев, отвернулся.
-
Ну а теперь, дети, дружненько откроем учебники. Урок
номер
6, задание 16. Как, ребята, вы понимаете народную мудрость: «Семь раз отмерь,
один раз отрежь»?
Дети
тянут руки.
-
Головкова?
Таня,
бойко:
-
Прежде, чем палец себе отрезать, надо семь раз подумать!
Педагог
морщится:
-
Да нет, нет, не то… Гавриленко Сеня?
Сеня,
рассудительным баском:
-
Прежде, чем что-нибудь брякнуть, надо подумать.
-
Уже теплее, - одобрительно кивает Ольга Ивановна.
С
кушетки слабенький, дребезжащий голосок:
2.
-
А мне, мне можно ответить?
-
Нет! – отрезала Федорчук. – Умираешь – вот и умирай на
здоровье.
Из учебного процесса ты у нас пока исключен.
И
продолжает, обращая на Артема не больше внимания, чем
на
муху на потолке.
-
Задание номер 17. «Закончить предложение».
Нина
читает старательно:
-
Если я не выполню домашнее задание, то… - и, подвигав
губками
и напряженно поморщив лобик, заключает, - то мне будет очень и очень плохо.
-
Плохо – это у тебя неконкретно. Слишком расплывчато, -
замечает
учительница. – Ну а конкретно-то – чем, чем тебе будет плохо? Ну, кто ответит?
-
Нет, я никак не могу это представить!
-
Что ты не можешь, Юра?
-
Представить.
-
Ну что ты! – расстроилась Федорчук. – Да это же очень просто.
Глаза
лишь закрой, и сразу все, что надо, себе представишь.
-
Да нет, - вздыхает отличник Юра. – Я никак не могу
представить,
чтобы я, да вдруг урока не выучил.
-
Умница! – умилилась Ольга Ивановна. – Еще кто что скажет?
Посыпался
град ответов:
-
А меня тогда отругает мама!
-
А у меня в дневнике появится двойка!
-
Учителю будет неприятно!
Подключается
с кушетки «больной».
-
А мне тогда вообще крышка!
И
опять Ольга Ивановна не реагирует на звуковые колебания
воздуха
с той стороны.
-
Ну хорошо, дети, а теперь перейдем к занятию 18. Ищем
ответ
на очередной вопрос. «Если я стану ломать деревья, то…» Ну, и что же в таком
случае будет?
-
То я погублю природу! – чистосердечно сознался Саша.
-
Как, всю сразу? – изумилась Ольга Ивановна. – Да ты никак
собрался
переломать все деревья на нашей родной планете?
Дети
смеются.
Алена,
отличница:
-
А меня оштрафуют за это.
Опять
встревает живой до сих пор Артем:
-
Да тебя не штрафовать, а сразу в тюрьму надо! Чтобы
других
не учила жить.
Алена
надула губки:
-
Сам туда садись!
3.
Учитель
с упреком на Артема взглянула и головой покачала.
-
А чего? – бурчит тот. – И сяду с радостью. Там хоть уроков
учить
не надо.
-
Ну все, все, - сердится Федорчук. – Что-то ты у нас сегодня,
гляжу,
совсем. То вон лыжи откинуть намылился, то о тюрьме размечтался. И все лишь для
того только, чтобы не готовить уроков!
Кто-то
хихикнул.
-
Так, а теперь ищем ответ на задание 19, - продолжает
учитель.
– «Если я пойду на красный свет светофора, то…» Петя?
-
То я могу столкнуться с автомобилем! – с улыбкою до ушей
жизнерадостно
сообщает румяненький толстячок.
-
И тот всмятку! – заключает с кушетки Артем.
В
классе смех. Учитель повышает голос:
-
Ну и наконец последнее. «Если я нечаянно приму какое-
нибудь
лекарство, то…» Вася Петренко?
-
То мне будет плохо.
-
Зато врачам хорошо, - это опять расшалившийся «больной».
Витя,
трагично:
-
А я сразу тогда скончаюсь!
-
На радость гробовщикам, - продолжает развлекаться Артем.
Учитель,
едва уже сдерживая себя, опять повышает голос:
-
Итак, дети, я думаю, вы уже поняли, что некоторые из наших
поступков
могут привести нас к самым непредсказуемым последствиям. Самым непредсказуемым.
Да вот, например, скажем, тот же Артем Николаев. Сегодня он совершил
неблаговидный поступок – больным прикинулся. Ну и какие последствия могут ожидать
этого, так называемого больного?
В
класс стремительно вошел доктор в белом халате.
-
О – о, да у нас больной! – воскликнул он и потер кровожадно
руки.
Радость сверкнула в его глазах.
-
Ну-ка, ну-ка, посмотрим!
Осмотрев
насторожившегося Артема, он сказал:
-
Все ясно! Этот мальчик, дети, лежит не на кушетке, как вы
считаете,
а – увы! – на самом краю могилы!
Класс
ахнул, а Артема затрясла мелкая дрожь.
-
Ну да ничего, вылечим! – бодрым голосом сказал доктор.
И,
ласково и загадочно улыбаясь – будто тянул из кармана конфету – здоровенный
шприц вытащил.
-
Один укольчик лишь под лопаточку – и порядок!
Артем
заплакал.
-
Не хочу! Не надо! Если уколете, то я… я палец себе отрежу,
переломаю
в городе все деревья и отправлюсь прямо на красный свет светофора!
4.
-
А о последствиях, Николаев, ты у нас подумал? – строго
спросила
учительница. А врач, всхлипнув, неожиданно тоже разнюнился.
-
Гадкий и противный мальчишка! Если не позволишь
укольчик
сделать, то я на тебя на всю жизнь обижусь! Сам вот тогда назло тебе возьму и
помру! Тогда и узнаешь, вредный мальчишка, как бедненьких, несчастненьких
докторов обижать!
И,
повесив голову, заревел, как заплутавшая в чащобе корова.
-
Да пусть, пусть уколет! – закричали дети испуганно. – Тебе
что
– грязную свою лопатку больше, чем дяденьку врача жалко? Глянь, как он,
бедненький, горько плачет!
Устыдили,
словом, Артема. И поставил радостный,
просиявший
доктор ему укол под лопатку. Ну а заодно еще и в другое место, отчего мальчик
долго потом присесть не мог. Зато с этого самого дня прежде, чем что-либо
сказать или сделать – сначала о последствиях думал.